ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 55RS0007-01-2023-002338-84 |
Дата поступления | 05.05.2023 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → О предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным |
Судья | Эннс Татьяна Николаевна |
Дата рассмотрения | 06.07.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 05.05.2023 | 13:48 | 06.05.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 05.05.2023 | 16:58 | 06.05.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 10.05.2023 | 17:04 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 11.05.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 10.05.2023 | 17:05 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 11.05.2023 | ||||
Подготовка дела (собеседование) | 31.05.2023 | 16:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 11.05.2023 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 31.05.2023 | 17:40 | 02.06.2023 | ||||||
Судебное заседание | 07.06.2023 | 11:30 | Производство по делу приостановлено | НАЗНАЧЕНИЕ СУДОМ ЭКСПЕРТИЗЫ | 02.06.2023 | ||||
Производство по делу возобновлено | 30.06.2023 | 17:59 | 01.07.2023 | ||||||
Судебное заседание | 06.07.2023 | 14:30 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 01.07.2023 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 20.07.2023 | 17:20 | 21.07.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 24.07.2023 | 09:17 | 24.07.2023 | ||||||
Дело оформлено | 21.08.2023 | 14:36 | 22.08.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация г. Омска | 5503047244 | 1025500757259 | ||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Басманов Игорь Олегович | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Департамент жилищной политики Администрации г. Омска | 5503205740 | 1085543022234 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска | 5508001003 | 1025500748613 | ||||||
ИСТЕЦ | Дулап Нина Михайловна | ||||||||
ИСТЕЦ | Желдак Екатерина Геннадьевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Широкова Евгения Анатольевна |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
21.08.2023 | ФС № 041688382 | Выдан | Взыскатель | ||||||
31.08.2023 | ФС № 041688477 | Выдан | Взыскатель | ||||||
31.08.2023 | ФС № 041688478 | Выдан | Взыскатель | ||||||
31.08.2023 | ФС № 041688479 | Выдан | Взыскатель |
Дело № 2-2577/2023
УИД 55RS0007-01-2023-002338-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Омск 06 июля 2023 г.
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н. при помощнике судьи Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Н.М., Ж.Е.Г., Ш.Е.А. к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска об определении и взыскании размера возмещения за жилое помещение в связи с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Д.Н.М., Ж.Е.Г., Ш.Е.Г. обратились в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска об определении и взыскании размера возмещения за жилое помещение в связи с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование иска указали, что истцам на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная в многоквартирном <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу. Физический износ здания составляет 71 %. Ответчик на обращение истца дал ответ, согласно которому, дом в региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда в 2019-2025 года не попал, поскольку в указанный период подлежат расселению дома признанные аварийными в период с 2012 года по 2017 год. Для определения размера возмещения за принадлежащее им жилое помещение истцы обратилась к оценщику ИП В.О.С.. Согласно отчету рыночная стоимость <адрес> по адресу: <адрес>, составила 1481848 рублей. Рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок составила 115849 рублей. Рыночная стоимость убытков в связи с изменением места проживания составила 99043 рубля. Величина компенсации за не произведённый капитальный ремонт составила 1642259 рублей.
Просит суд определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение – <адрес> в <адрес>, общей площадью 39 кв.м. с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирном доме, с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома в размере 3338999 рублей, взыскать с ответчика выкупную стоимость в пользу каждого истца в равных долях в размере 1112999 рублей, взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оформлению доверенности на представителя в размере 2600 рублей по 866,66 рублей в пользу каждого (л.д. 6-10).
В ходе рассмотрения дела стороной истца представлено уточненное исковое заявление. Просят определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение – <адрес> в <адрес>, общей площадью 39 кв.м. с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирном доме, с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома в размере 3153831 рублей, взыскать с ответчика выкупную стоимость в пользу каждого истца в равных долях в размере 1051277 рублей, взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оформлению доверенности на представителя в размере 2600 рублей по 866,66 рублей в пользу каждого, 15000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг по подготовке досудебного оценочного заключения аварийного жилого помещения.
Истцы Д.Н.М., Ж.Е.Г., Ш.Е.А. в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истцов Б.И.О., действующий на основании доверенности (т. 1 л.д. 79), исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений в соответствие с результатами судебной экспертизы. Не оспаривал суммы, указанные в судебной экспертизе, проведенной ООО Консалтинговый центр «АКМБ». Просил взыскать судебные расходы в полном объеме указанные в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации г. Омска О.Т.Ю. в судебном заседании не оспаривала право истца на получение выкупной стоимости, в связи с признанием дома аварийным и доказанной угрозой обрушения. Полагает, что при определении возмещения необходимо принять во внимание заключение ООО Консалтинговый центр «АКМБ», которое соответствует требованиям законодательства.
Третьи лица департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрация г. Омска извещены надлежащим образом, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истцам Д.Н.М., Ж.Е.Г., Ш.Е.Г. на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому принадлежит <адрес> в городе Омске, площадью 39 кв.м. (том 1 л.д. 149-152, т. 2 л.д. 2-4).
Заключением межведомственной комиссии города Омска для оценки жилищных помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.142-147) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании данного заключения межведомственной комиссии г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный <адрес> по улице <адрес>, где расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов – до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 105-106).
На непосредственное обращение истцов в департамент жилищной политики Администрации г. Омска, им дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому финансирование расселения аварийных домов, признанных таковыми после ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время не предусмотрено. Мероприятия по изъятию помещений, находящихся в многоквартирном <адрес> по <адрес> в рамках Программы по расселению не подлежит, расселение возможно только во исполнение решения суда об обязании Администрации города Омска предоставить возмещение за жилое помещение (т.1 л.д. 20).
Так как спорный дом не включен в адресную региональную Программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то у истцов есть только право на выплату выкупной стоимости, а не на предоставление (переселение) в иное жилое помещение.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в частности ч. 10 настоящей статьи предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе, упущенную выгоду.
Согласно подпункту 4 пункта 2 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в частности, решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В статье 56.8. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Из пункта 1 названной статьи следует, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 названной статьи при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу пункта 9 указанной статьи размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
В ч. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ приводятся основные принципы возмещения за изымаемый земельный участок, аналогичные предусмотренным в земельном законодательстве: определение размера возмещения исходя из рыночной стоимости земельного участка и рыночной стоимости расположенных на нем объектов недвижимости; допустимость изъятия земельного участка только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Таким образом, при определении размера возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным, должна учитываться рыночная стоимость самого жилого помещения и рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который также подлежит изъятию для муниципальных нужд (пропорционально доли в праве общей собственности на такое имущество).
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения, либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
По информации департамента жилищной политики Администрации г. Омска постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, финансирование которой осуществляется за счет средств Фонда, бюджета Омской области и местных бюджетов. Программой предусматривается переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Таким образом, многоквартирный <адрес> в городе Омске признанный аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ в рамах Программы расселению не подлежит. Мероприятия по переселению Д.Н.М., Ж.Е.Г., Ш.Е.А. департаментом не осуществлялись, соглашения о выкупе жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, с Д.Н.М., Ж.Е.Г., Ш.Е.А. не заключалось (т.1 л.д.99-100).
По сведениям Регионального фонда капитального ремонта МКД проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> не осуществлялось (т. 1 л.д. 101).
В подтверждение исковых требований о необходимости незамедлительного переселения истцов и наличия угрозы для жизни и здоровью граждан, необходимости осуществления мероприятий в соответствии со ст.32 ЖК РФ вне зависимости от срока расселения и утвержденной Программы расселения, в материалы дела представлено заключение ООО «Аналитика» от 2021 года. Согласно заключению многоквартирный дом находится в «аварийном состоянии». Физический износ здания более 70 %, существует угроза обрушения (т.1 л.д. 57-78).
С учетом изложенного, суд считает установленным, что многоквартирный жилой <адрес> в г. Омске представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния, в связи с чем, несоблюдение предварительной процедуры органом местного самоуправления в части принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, что влечет обоснованность заявленных исковых требований.
Для определения стоимости возмещения истец обратился в экспертное учреждение ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров оценщика В.О.С. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость <адрес> общей площадью 39 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>й <адрес> составляет 1481848 рублей, рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 804 кв.м. составила 115849 рублей, рыночная стоимость затрат, необходимых на переезд, аренду объекта временного проживания, услуги по подбору объекта недвижимости для проживания, оформления договора купли-продажи жилого помещения, государственную пошлину составили 99043 рубля. Величина компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома составила 1642259 рублей. Итого рыночная стоимость возмещения за жилое помещение истца в аварийном доме составила: 3338999 рублей (т.1 л.д. 21-56).
Оспаривая отчет, представленный стороной истца, представителем департамента жилищной политики Администрации г. Омска заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, так как, по мнению ответчика, заявленные суммы истцом явно завышены, избранная специалистом методика оценки не соответствует нормативным требованиям.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по вопросам, согласно позиции ответчика, проведение экспертизы было поручено ООО «Консалдинговый центр «АКМБ» (т. 2 л.д. 61-64).
По итогам проведения судебной экспертизы ООО «Консалдинговый центр «АКМБ» подготовлено заключение эксперта № (т.2 л.д. 69-176).
Экспертом были сделаны следующие выводы: рыночная стоимость квартиры составляет 2099000 рублей, сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт 954231 рублей, размер затрат необходимых на переезд составляет 100600 рублей.
Из содержания исследовательской части экспертного заключения следует, что рыночная стоимость жилого помещения определена экспертом по результатам применения сравнительного подхода. Определение стоимости осуществлялось с учетом всех факторов, существенно влияющих как на рынок недвижимости в целом, так и на ценность рассматриваемого объекта недвижимости (т.2 л.д. 69-176).
Для целей определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, правовое значение имеет рыночная стоимость жилого помещения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В соответствии с п.10 Приказа Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.
При применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения: а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений; б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом, для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.
Из содержания экспертного заключения следует, что в качестве аналогов экспертом рассмотрены жилые помещения, которые в наибольшей степени соответствовали оцениваемым объектам, имеющие схожее местоположение и близкие по площади. При этом, в экспертном заключении дано объяснение всех применимых экспертом корректировок и определена рыночная стоимость жилого помещения истцов – в размере 2099000 рублей.
Далее, эксперт подробно указал порядок определение величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при расселении ветхого и аварийного жилья, учел нормативный срок службы жилых зданий по группам зданий, привел все расчеты и определил величину компенсации за непроизведенный капитальный ремонт всего многоквартирного жилого дома с учетом пропорционального размера жилого помещения истцов определил размер компенсации – 954231 рублей.
Сумма компенсации с учетом затрат, необходимых на переезд, услуги по подбору объекта недвижимости для будущего проживания, оформления договора купли-продажи жилого помещения, государственную пошлину составляет 100600 рублей.
Непосредственно исследовав заключение судебной экспертизы, проведенной ООО «Консалдинговый центр «АКМБ», суд приходит к выводу о соответствии заключения судебной экспертизы и его результатов требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку экспертное заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные судом вопросы. Не доверять заключению эксперта, предупрежденному об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и имеющему соответствующую квалификацию, у суда оснований не имеется; экспертное заключение составлено полно и исключает какие-либо неясности выводов.
Таким образом, при принятии решения, суд исходит из заключения судебной экспертизы, проведенной ООО «Консалдинговый центр «АКМБ», так как выводы эксперта исчерпывающе обоснованы и не вызывают у суда сомнений.
В силу ст. 25 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэконом развития России от 25.09.2014 года № 611 оценщик вправе использовать иную методологию расчетов и самостоятельно определять метод (методы) оценки недвижимости в рамках каждого из выбранных подходов, основываясь на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
С учетом изложенного исковые требования о взыскании выкупной стоимости жилого помещения (с учетом: стоимости доли в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество; земельный участок; иных затрат, связанных с переездом; компенсации за непроизведенный капитальный ремонт) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, выкупная стоимость подлежит определению в соответствии с заключением судебной экспертизы, подготовленным ООО «Консалдинговый центр «АКМБ».
Положениями ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации, либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лица, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Рассматривая заявленные требования, суд считает, что взыскание выкупной стоимости следует производить с департамента жилищной политики Администрации г. Омска исходя из компетенции данного ответчика в соответствии с Положением о департаменте жилищной политики Администрации г. Омска, утвержденным решением Омского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ. Так, с учетом изменений в компетенцию ответчиков Департамент жилищной политики Администрации г. Омска заключает соглашения об изъятии жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, для муниципальных нужд, подписывает акты приема-передачи к указанным соглашениям. Департамент жилищной политики Администрации города Омска осуществляет полномочия собственника от имени муниципального образования.
Таким образом, суд определяет выкупную цену жилого помещения, принадлежащего истцам, за <адрес> в г. Омске, общей площадью 39 кв.м. с учетом имеющихся вспомогательных помещений, с учетом доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес> в г. Омске, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в общем размере 3153831 рублей (2099000 + 954231+100600 = 3153831 руб.).
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Исковые требования удовлетворены в полном объеме. Соответственно, заявленные истцом расходы подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
Так, истцом Д.Н.М. к взысканию заявлено: государственная пошлина в размере 300 рублей уплаченная по чек ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 5), 15000 рублей расходы на проведении досудебной оценки ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров оценщика В.О.С.
Расходы оформлению доверенности в размере 2600 рублей (т. 1 л.д. 80) заявлены к взысканию в пользу каждого истца в равных долях.
Представленная в материалы дела доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № №, удостоверенная нотариусом З.Т.А. содержит указание на то, что она выдана для представления интересов истца в рамках настоящего гражданского дела, в связи с чем, расходы на ее оформление могут быть признаны судебными издержками.
Согласно представленной в материалы дела справки стоимость удостоверения нотариального действия составила 2600 рублей. С учетом изложенного, требование о взыскании расходов на оформление такой доверенности подлежат удовлетворению (л.д.79,80).
Указанные расходы являются необходимыми для рассмотрения данного дела, в связи с чем, подлежат взысканию в ответчика в полном объеме.
Стоимость судебной экспертизы ООО «Консалдинговый центр «АКМБ» составила 20000 рублей. Определением суда о назначении экспертизы расходы по оплате были возложены на сторону ответчика департамент жилищной политики Администрации г. Омска.
Одновременно с судебной экспертизой поступило ходатайство о возмещении расходов на проведение судебной экспертизы. Со стороны ответчика оплата не поступила. Просят взыскать 20000 рублей (т. 2 л.д. 68 оборот).
С учетом изложенного с департамента жилищной политики Администрации г. Омска в пользу ООО «Консалдинговый центр «АКМБ» на основании заявления экспертного учреждения подлежат взысканию судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 20000 рублей, так как экспертиза проводилась по ходатайству стороны ответчика, но оплата экспертизы не произведена.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Д.Н.М., Ж.Е.Г., Ш.Е.А. к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска об определении и взыскании размера возмещения за жилое помещение в связи с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанным аварийным и подлежащим сносу удовлетворить полностью.
Определить размер возмещения за жилое помещение – <адрес> многоквартирном <адрес> по улице <адрес> в г. Омске, общей площадью 39 кв.м., с учетом имеющихся вспомогательных помещений, с учетом доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес> в г. Омске, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого <адрес> в общем размере 3153831 (три миллиона сто пятьдесят три тысячи восемьсот тридцать один) рубль.
Взыскать с Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в пользу требования Д.Н.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> Ж.Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> Ш.Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> в счет возмещения за жилое помещение <адрес> многоквартирном <адрес> по ул. <адрес> в г. Омске, общей площадью 39 кв.м., с учетом имеющихся вспомогательных помещений, с учетом доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, с учетом рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес>, убытков, связанных с изъятием жилого помещения, компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого <адрес> по адресу: <адрес> в общем размере 3153831 (три миллиона сто пятьдесят три тысячи восемьсот тридцать один) рубль по 1051277 (одному миллиону пятьдесят одной тысяче двести семьдесят семь) рублей в пользу каждого.
Прекратить право собственности Д.Н.М., Ж.Е.Г., Ш.Е.А. на принадлежащее им на праве собственности указанное жилое помещение <адрес> многоквартирном <адрес> в <адрес>, общей площадью 39 кв.м., и долю в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес> после выплаты Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска в пользу истцов выкупной цены указанного жилого помещения в вышеуказанной присужденной сумме.
Настоящее решение является основанием для внесения регистратором соответствующих записей о переходе прав на вышеуказанное право собственности на жилое помещение и земельный участок в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с Департамента жилищной политики Администрации города Омска в пользу Д.Н.М. судебные расходы в общем размере 16166 (шестнадцать тысяч сто шестьдесят шесть) рублей 66 копеек.
Взыскать с Департамента жилищной политики Администрации города Омска в пользу Ж.Е.Г., Ш.Е.А. судебные расходы в размере 866 (восемьсот шестьдесят шесть) рублей 66 копеек в пользу каждой.
Взыскать с Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в пользу экспертного учреждения ООО «Консалдинговый Центр «АКМБ»» стоимость судебной экспертизы в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Эннс
Решение суда в окончательной форме принято: 13 июля 2023 года.
