ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 55RS0007-01-2023-002294-22 |
Дата поступления | 04.05.2023 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Величева Юлия Николаевна |
Дата рассмотрения | 27.09.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 04.05.2023 | 14:09 | 05.05.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 04.05.2023 | 18:42 | 05.05.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 12.05.2023 | 10:50 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 13.05.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 12.05.2023 | 10:50 | 13.05.2023 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 31.05.2023 | 15:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 13.05.2023 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 31.05.2023 | 15:10 | 02.06.2023 | ||||||
Судебное заседание | 07.06.2023 | 11:30 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 02.06.2023 | ||||
Судебное заседание | 05.07.2023 | 09:00 | Рассмотрение дела начато с начала | Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований | 16.06.2023 | ||||
Судебное заседание | 27.07.2023 | 10:30 | Рассмотрение дела начато с начала | Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований | 06.07.2023 | ||||
Судебное заседание | 19.09.2023 | 11:00 | Объявлен перерыв | 28.07.2023 | |||||
Судебное заседание | 27.09.2023 | 15:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 20.09.2023 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 04.10.2023 | 09:50 | 25.10.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 30.10.2023 | 11:03 | 31.10.2023 | ||||||
Дело оформлено | 13.11.2023 | 15:04 | 14.11.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Белянина Людмила Григорьевна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области | 5500000054 | 1025500739450 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
23.11.2023 | ФС № 041689460 | Выдан | Взыскатель | ||||||
23.11.2023 | ФС № 041689461 | Выдан | Взыскатель |
УИД 55RS0007-01-2023-002294-22
Дело № 2-2650/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Величевой Ю.Н., при секретарях судебного заседания ФИО5, ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО8 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии по старости. В обоснование указано, что с 2008 года являлась получателем страховой пенсии по старости на территории Республики Казахстан. В 2022 году истец получила гражданство Российской Федерации, ей установлена страховая пенсия по старости в размере 10 300 руб. При обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости истец получила отказ. В ответе ОСФР по Омской области указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий стаж истца составил 16 лет 14 дней, а также указал, что в подсчет стажа не включен ряд периодов работы на территории Республики Казахстан. С учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчика включить в страховой стаж период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Джамбульском технологическом институте легкой и пищевой промышленности, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Петропавловском комбинате хлебопродуктов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городской больнице г. Петропавловска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в областной детской больнице Северо-Казахстанской области на территории Республики Казахстан, периоды получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Петропавловском центре занятости на территории Республики Казахстан, обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом включения в страховой стаж указанных периодов учебы и работы и с учетом сведений по заработной плате; взыскать с ОСФР по Омской области расходы по оплате юридических услуг в размере 20 150 руб., расходы по уплате государственной пошлины; компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО8 заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Омской области ФИО7, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на непоступление ответа из компетентного органа Республики Казахстан на запрос в целях подтверждения стажа и размера заработной платы истца в период ее работы на территории РК.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела ФИО8, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.02.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. (пункт 1 части 2 статьи ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно части 10 статьи 15 ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 3 статьи 36 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 указанного закона следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом и пунктом 3 и пунктом 4 статьи 30 предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. При расчете пенсии значение имеет стажевый коэффициент и общий трудовой стаж.
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ и Пенсионного Фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций и невозможности определения причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Таким образом, установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования другие.
Среднемесячный заработок до регистрации гражданина в системе государственного пенсионного страхования подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В судебном заседании установлено, что истец являлась получателем пенсии по старости на территории Республики Казахстан с 2008 года. После получения гражданства Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 назначена страховая пенсия по старости бессрочно в соответствии со ст. 8 Закона о страховых пенсиях. Суммарный размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии на дату назначения составил 10 337,64 руб.
Согласно ответу ОСФР по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Л по вопросу пенсионного обеспечения ФИО8, при расчете размера страховой пенсии по старости в страховой стаж не засчитаны периоды: учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. срок обучения превышает нормативный срок, сведения о периоде нахождения в академическом отпуске отсутствуют; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Петропавловском комбинате хлебопродуктов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городской больнице г. Петропавловска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в областной детской больнице Северо-Казахстанской области на территории Республики Казахстан; периоды получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Петропавловском центре занятости на территории Республики Казахстан (л.д.23-24).
Рассматривая заявленные требования о включении в страховой стаж периодов работы, суд исходит из следующего.
С 01.01.2021 вступило в силу и действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, которое было ратифицировано Республикой Казахстан законом РК № 381-VI от 07.12.2020, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09.11.2020.
Статья 12 данного Соглашения содержит переходные положения, а именно указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 указанного Соглашения следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение от 13.03.1992).
Согласно статье 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В Письме от 31.01.1994 № 1-369-18 Министерством социальной защиты населения разъяснено, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в том числе Республики Казахстан, производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. При назначении пенсии данным гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно пункту 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Обращаясь в суд с иском, ФИО8 просила включить в страховой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве слушателя подготовительного курса Джамбульского института легкой и пищевой промышленности, с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ период учебы в Джамбульском институте легкой и пищевой промышленности.
Как следует из трудовой книжки ФИО8 (Тюниной) Л.Г., истец ДД.ММ.ГГГГ была зачислена слушателем подготовительного отделения Джамбульского технологического института. ДД.ММ.ГГГГ за числена студенткой. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (Тюнина) Л.Г. отчислена из Джамбульского технологического института. Согласно копии диплома серии В-I № ФИО8 в 1971 году поступила в Джамбульский технологический институт легкой и пищевой промышленности, в 1977 году окончила полный курс названного института по специальности «Технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства». Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 присвоена квалификация «инженер-технолог».
Как следует из ответа НАО «Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати», являющегося правопреемником Джамбульского технологического института легкой и пищевой промышленности, Тюнина (ФИО8) Л.Г. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ была отчислена с Джамбульского технологического института легкой и пищевой промышленности по специальности «Технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства» дневного обучения. На основании решения кафедры ФИО8 не допущена к защите дипломного проекта, отчислена из института и направлена по месту распределения с сохранением темы дипломного проекта и правом защиты в 1977 году (л.д.122).
Согласно подпунктам "и", "з" пункта 109 Постановлению Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации; обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Слушатели подготовительных отделений не поименованы ни в указанном Постановлении, ни в действовавших в период обучения истца Положении о подготовительном отделении при высшем учебном заведении, утвержденном приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 26.09.1969 № 712, и постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 20.08.1969 № 681 «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях».
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 20.08.1969 № 681 «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях» впервые при высших учебных заведениях были созданы подготовительные отделения. При организации подготовительных отделений были предусмотрены учебные занятия по дневной, вечерней и заочной формам обучения слушателей, обучающихся с отрывом и без отрыва от производства Лица, окончившие подготовительные отделения и успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачислялись на 1 курс высших учебных заведений без сдачи вступительных экзаменов.
Учеба на подготовительном отделении не являлась обязательной перед поступлением в высшее учебное заведение, обучение на подготовительном отделении способствовало повышению общеобразовательного уровня подготовки для поступления в высшее учебное заведение, в период обучения на подготовительном отделении не осуществлялось изучение специальных дисциплин, слушатели, обучающиеся на подготовительном отделении, не осваивали основные образовательные программы высшего профессионального образования с целью достижения ими образовательного уровня и получения соответствующего документа, а только закрепляли знания, уже приобретенные на среднем образовательном уровне.
Таким образом, слушатели, обучающиеся на подготовительном отделении, не осваивают основные образовательные программы высшего профессионального образования, и их подготовку нельзя рассматривать как самостоятельную ступень высшего профессионального образования, тогда как вышеуказанными нормами права, действовавшими в спорный период, в общий стаж работы засчитывалось либо обучение на курсах по подготовке кадров, либо обучение в высших учебных заведениях, в связи с чем период учебы истца в качестве слушателя подготовительного отделения в Джамбульском технологическом институте легкой и пищевой промышленности не подлежит включению в страховой стаж.
Как указано выше, в Пункте 109 (подпункт "и") Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, предусматривалось включение в общий стаж работы периодов обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
При этом, в силу абз. 13 пункта 109 названного Положения включение в стаж периода обучения в высшем учебном заведении предусмотрено подпунктом "и" пункта 109 данного Положения только при условии, если периоду обучения в ВУЗе предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции).
Согласно записи из трудовой книжки истца, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (Тюнина) Л.Г. училась в ГПТУ-88, окончила ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдан аттестат с отличием № по специальности повар (л.д.17). Период учебы в училище включен в страховой стаж пенсионным органом при назначении пенсии. Согласно записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ до поступления на работу имеет трудовой стаж два года, после окончания ГПТУ-88 назначена поваром 3 разряда, уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением на учебу (л.д.15). После окончания Джамбульского технологического института легкой и пищевой промышленности, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (Тюнина) Л.Г. принята на работу контролером в лабораторию в Петропавловский хлебокомбинат (л.д.15 - 15 оборот). Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по 1984 включены в страховой стаж пенсионным органом.
С учетом изложенного период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Джамбульском технологическом институте легкой и пищевой промышленности подлежит включению в страховой стаж истца ФИО8, поскольку условия для включения в подсчет страхового стажа периода обучения истца в высшем учебном заведении соблюдены: истец осуществляла трудовую деятельность до поступления в институт, а также после окончания института.
При этом суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ истец не была допущена к защите дипломного проекта, отчислена из института и направлена по месту распределения с сохранением темы дипломного проекта и с правом защиты в 1977 г., при этом ФИО8 защитила диплом ДД.ММ.ГГГГ (уже в период осуществления своей трудовой деятельности по распределению), следовательно, обучение истца в высшем учебном заведении было завершено, истец получила документ, подтверждающий завершение освоение образовательных программ и получения соответствующего уровня образования. В указанной связи включению в страховой стаж подлежит период учебы с даты зачисления в ВУЗ в качестве студента с ДД.ММ.ГГГГ и до даты отчисления ДД.ММ.ГГГГ, поскольку период с ДД.ММ.ГГГГ учтен пенсионным органом в качестве работы.
Направленными в адрес суда архивными справками в совокупности с записями в трудовой книжке истца подтверждены периоды работы ФИО8, которые подлежат включению в страховой стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ весовщиком, аппаратчиком в Петропавловском комбинате хлебопродуктов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медрегистратором в городской больнице г. Петропавловска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гардеробщицей в областной детской больнице Северо-Казахстанской области.
Так, из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной филиалом по личному составу г. Петропавловска КГУ Северо-Казахстанский государственный архив, приказом Петропавловского комбината хлебопродуктов Каз.ССР от ДД.ММ.ГГГГ №-л ФИО8 принята весовщиком на участок № с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ « 129-л переведена аппаратчиком мукомального производства 4 разряда на мельзавод № с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-л ФИО8 уволена по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ. За период работы ФИО8 начислялась заработная плата: за январь 1993 года – 7 503,47 руб., за февраль 1993 года – 3 707, 65 руб., за март 1993 года – 11 731,65 руб., за апрель 1993 года – 24 214,46 руб., за май 1993 года – 10 286,65 руб.(л.д.134).
Кроме того, в указанной справке отражены сведения о том, что приказом Первой городской объединенной больницы г. Петропавловска Каз.ССр от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 принята медрегистратором в поликлинику с ДД.ММ.ГГГГ. приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 уволена по ст. 32 КЗоТ Каз.ССр по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ. За указанный период ей была начислена заработная плата в следующем размере: за июнь 1993 года – 13 325 руб., за июль 1993 года 10 660 руб., за август 13 325 руб., за сентябрь 1993 года – 14 413 руб., за октябрь 1993 года – 10 878, 29 руб. (л.д.134 оборот).
Согласно сведениям, представленным Коммунальным государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Многопрофильная детская областная больница» коммунального государственного учреждения «Управление здравоохранения акимата Северо-Казахстанской области», ФИО8 (Тюнина) Л.Г. приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ принята на сезонную работу гардеробщицей с ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления. Приказом №л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 (Тюнина) Л.Г. уволена по ст. 32 КЗ от РК по собственному желанию. Также в ответе указано, что ФИО8 (Тюниной) Л.Г. начислялась заработная плата за ноябрь 1993 года – 62,56 руб., за декабрь 1993 года – 77,56 руб., за январь 1994 года – 83,04 руб., за февраль 1994 года – 102,23 руб., за март 1994 года 114,54 руб., за апрель 1994 года – 258,99 руб., за май 1994 года – 364,30 руб. (л.д.128-130).
С учетом того, что включение вышепоименованных периодов работы в страховой стаж влияет на стажевый коэффициент, что повлечет изменение расчетного размера пенсии, и следовательно, индивидуального пенсионного коэффициента, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет назначенной ФИО8 страховой пенсии по старости с учетом включенных в страховой стаж периодов работы.
Из пункта 2 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 закона).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом, помимо прочего, с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии, а также с учетом периодов трудовой деятельности, исчисленных по состоянию на 01.01.2002.
Учитывая, что размер заработной платы истца, отраженный в архивных справках, подтвержден в ходе рассмотрения дела, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования и возложить на ответчика обязанность принять для перерасчета страховой пенсии по старости сведения о заработной плате, отраженные в архивных справках.
Оценивая доводы ответчика о том, что подтверждение периодов работы после марта 1992 г. и размера заработной платы ФИО8 возможно только в порядке, определенном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (через направление формуляра в АО «ЕНПФ» и поступления от данного органа соответствующего подтверждения), суд находит их несостоятельными, поскольку период работы истца, а соответственно и сведения по заработной плате, приходятся на время до вступления в силу вышеуказанного Соглашения, следовательно, у пенсионного органа имелась обязанность, при наличии сомнений в обоснованности представленных истцом справок по заработной плате и сведений о работе, направить соответствующие запросы работодателю или в архивные организации для подтверждения указанных обстоятельств.
Заявленные требования о включении в страховой стаж периодов получения пособия по безработице суд полагает подлежащими оставлению без удовлетворения в силу следующего.
В трудовой книжке истца имеется запись о том, что истец состояла на учете в Городском центре занятости на территории Республики Казахстан в качестве безработной, за ней сохраняется непрерывный трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также имеется запись о том, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет в Петропавловский городской центр занятости на основании Закона Каз.ССР «О занятости населения». Запись о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец получала выплату в Петропавловском центре занятости в установленном порядке пособия по безработице и сохранение непрерывного стажа в этот период.
Как следует из ответа КГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата города Петропавловска», архив не располагает сведениями о местонахождении документов, так как архивные дела ГУ «Петропавловский городской модельный центр занятости – биржа труда», КГКП «Биржа труда» акимата г. Петропавловска, ГУ «Управление труда, занятости и социальной защиты населения» на сохранение не поступали и в государственный архив не передавались. Личные дела граждан, состоящих на учете по безработице, на государственное хранение не поступали.
Отдел занятости и социальных программ подтверждает трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании записи, заверенной печатью и подписью в трудовой книжке. Произвести запись суммы выплаченного пособия по безработице невозможно, так как архивные данные не сохранены и в государственный архив не передавались.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период получения пособия по безработице.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
В соответствии с Административным регламентом предоставления Фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п (пункт 58) в качестве документов, подтверждающих иные периоды, засчитываемые в страховой стаж согласно пунктам 4, 7 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, гражданин вправе представить: для подтверждения периода получения пособия по безработице, - справку государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению N 2 к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, утверждено Приложение N 2, справка службы занятости, в которой подлежат отражению сведения не просто о том, что гражданин состоял на регистрационном учете в качестве безработного, но и имел периоды, зачитываемые в стаж - периоды получения пособия по безработице.
Согласно п. 23 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению N 2.
При этом аналогичная норма содержалась в ст. 92 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, периоды именно выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Принимая во внимание указанные положения пенсионного законодательства, исходя из их буквального толкования, суд исходит из того, что в страховой стаж полежит включению период именно получения пособия по безработице, а не просто подтверждения соответствующего статуса безработного (с учетом того, что выплата пособия может быть прекращена или приостановлена в данный период).
Действительно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец состояла на учете в качестве безработной в Петропавловском городском центре занятости с сохранением непрерывного стажа согласно п. 3 ст. 28 Закона Каз ССР "О занятости населения".
Однако запись в трудовой книжке и справка КГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата города Петропавловска» не содержат данных о получении истцом в спорный период пособия по безработице, что с учетом вышеприведенных положений нормативных актов в сфере пенсионного регулирования является обязательным условием для зачета в страховой стаж спорного периода (зачитывается именно период получения пособия по безработице).
Суд не усматривает оснований для включения в стаж периода получения пособия по безработице на основании записи в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данная запись не заверена печатью Петропавловского городского центра занятости, и кроме того, данный период не подтвержден в качестве периода получения пособия по безработице в справе КГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата города Петропавловска».
По правилам части 2 статьи 26 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, в случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии или необоснованного расчета размера пенсии без учета представленных гражданином документов своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Определяя период, с которого ответчику надлежит осуществить перерасчет размера страховой пенсии по старости, суд исходит из того, что при первичном обращении за назначением пенсии истцом были представлены все необходимые документы, и орган пенсионного обеспечения имел возможность проверить предоставленные сведения путем осуществления дополнительных запросов в адрес работодателя и в архивные органы.
Не исполнив указанную обязанность, ответчик фактически лишил истца права на получение страховой пенсии в том размере, в котором ФИО8 имела право ее получать с учетом предоставленных ею сведений. В указанной связи ответчику надлежит произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения в страховой стаж периодов работы и сведений о заработной плате по наиболее выгодному варианту с даты назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Также, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по оплате юридических услуг на сумму 20 150 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 1 от 21.01.2016 г., лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием (п.10). Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ) (п.11).
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ, ст. 3, 45 КАС РФ, ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Центр правовой поддержки» (Исполнитель) в лице представителя по доверенности ФИО2 и ФИО8 (заказчик) заключен договор №ОМ-13012303, согласно которому исполнитель принимает к исполнению поручение заказчика об оказании юридических услуг, а заказчик обязуется оплатить услуги (л.д.111-112).
Согласно пункту 1.2 в перечень оказываемых юридических услуг входит: заявление в Социальный фонд России; запрос в архив, проект искового заявления в суд. Стоимость оказания юридических услуг, указанных в п.1.2 договора составила 20 150 руб. (пункт 3.1 договора).
Согласно акту об оказании выполненных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель на основании заключенного договора №ОМ-13012303 от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель выполнил, а заказчик принял услуги, указанные в пункте 1.2 договора (л.д.110).
Квитанциями подтверждается оплата услуг по договору в полном объеме (л.д.112).
Принимая во внимание изложенное выше, категорию дела, объем работы, проделанной по договору на оказание юридических услуг, суд полагает заявленный размер расходов подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Рассматривая требования о компенсации морального вреда, суд не находит оснований для их удовлетворения.
В силу статьи 151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения п. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Право на пенсионное обеспечение является имущественным правом гражданина, и положения Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение пенсионных прав.
Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Кроме того, при обращении ФИО8 в суд с иском истец уплатила государственную пошлину в размере 600 руб. согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).
Согласно положению 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ истцы-пенсионеры освобождаются от оплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в размере 600 рублей подлежит возврату истцу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО8 удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области включить в страховой стаж ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Джамбульском технологическом институте легкой и пищевой промышленности, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ весовщиком, аппаратчиком в Петропавловском комбинате хлебопродуктов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медрегистратором в городской больнице г. Петропавловска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гардеробщицей в областной детской больнице Северо-Казахстанской области.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области принять для перерасчета размера страховой пенсии по старости ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), сведения о заработной плате за период с января 1993 г. по октябрь 1993 г., содержащиеся в архивной справке филиала по личному составу г. Петропавловска КГУ СКО Государственный архив Управления культуры, развития языков и архивного дела акимата СКО от ДД.ММ.ГГГГ №; за период с ноября 1993 г. по май 1994 г., содержащиеся в справке КГП «Многопрофильная детская больница» КГУ «Управление здравоохранения» акимата СКОот ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в страховой стаж указанных периодов учебы и работы и с учетом сведений по заработной плате по наиболее выгодному варианту.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области в пользу ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №), расходы на юридические услуги в сумме 20 150 рублей.
Возвратить ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №), государственную пошлину, уплаченную на расчетный счет УФК по Тульской области, в размере 600 рублей согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Величева
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2023 года.
