- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 55RS0007-01-2023-001958-60 |
Дата поступления | 17.04.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Ретуева Ольга Николаевна |
Дата рассмотрения | 27.06.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 17.04.2023 | 16:50 | 18.04.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 17.04.2023 | 18:48 | 18.04.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 19.04.2023 | 17:46 | Административное исковое заявление принято к производству | 21.04.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 19.04.2023 | 20:00 | 25.04.2023 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 10.05.2023 | 12:00 | Рассмотрение дела начато с начала | 25.04.2023 | |||||
Рассмотрение дела начато с начала | 10.05.2023 | 12:47 | вступление/привлечение заинтересованного лица | 11.05.2023 | |||||
Судебное заседание | 31.05.2023 | 11:00 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 11.05.2023 | ||||
Судебное заседание | 15.06.2023 | 16:00 | Объявлен перерыв | 02.06.2023 | |||||
Судебное заседание | 22.06.2023 | 09:00 | Объявлен перерыв | 16.06.2023 | |||||
Судебное заседание | 26.06.2023 | 16:30 | Объявлен перерыв | 23.06.2023 | |||||
Судебное заседание | 27.06.2023 | 14:00 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 27.06.2023 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 30.06.2023 | 15:13 | 01.07.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 06.07.2023 | 15:35 | 07.07.2023 | ||||||
Дело оформлено | 13.11.2023 | 18:50 | 14.11.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация г. Омска | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Департамент жилищной политики Администрации г. Омска | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Октябрьского АО г. Омска |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Омский Областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 18.10.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 18.10.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
05.02.2024 | ФС № 041690272 | Выдан | Взыскатель |
Дело №а-2329/2023
55RS0№-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
27 июня 2023 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Октябрьского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома,
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Администрацию <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять решение о разумном сроке отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Администрацию <адрес> обязанность сообщить в течение одного месяца после истечения установленного судом срока в суд и прокурору Октябрьского административного округа <адрес> об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Судья О.Н. Ретуева
Дело №а-2329/2023
55RS0№-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Октябрьского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома,
установил:
Прокурор Октябрьского административного округа <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконными действий об установлении сроков расселения жителей многоквартирного дома, о возложении обязанности установить разумные сроки отселения жителей из аварийного дома.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании заключения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, основанием послужило техническое заключение по результатам обследования указанного многоквартирного дома, выполненное бюджетным учреждением <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации». Согласно выводам комиссии и материалам технического заключения, физический износ строения на момент обследования составляет 63 %.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п для данного дома установлен срок отселения физических и юридических лиц – до ДД.ММ.ГГГГ, так как дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц.
Полагали незаконными действия Администрации <адрес> по установлению обжалуемым постановлением сроков отселения жителей данного многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, до ДД.ММ.ГГГГ, установленный срок неразумным.
С учетом уточнения исковых требований, административный истец просит суд, о признании незаконным постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления до ДД.ММ.ГГГГ срока отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, 8 <адрес> в <адрес>, обязать Администрацию <адрес> установить разумный срок отселения физических и юридических лиц данного многоквартирного дома, а именно не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент городского хозяйства Администрации <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокуратуры Октябрьского АО <адрес> заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения. Указала, что дальнейшая эксплуатация дома и проживание граждан создает угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц. Установленный Постановлением Администрации <адрес> срок отселения собственников из данного дома до ДД.ММ.ГГГГ нарушает права граждан на их безопасность и благоприятную среду проживания.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> действующая по доверенности ФИО3, возражала против удовлетворения заявленных административных требований, настаивала на отсутствии правовых оснований для их удовлетворения. Поддержала доводы, изложенные в письменном возражении, согласно которому Администрация <адрес> осуществляется свои полномочия через структурные подразделения, отраслевые и территориальные органы местного самоуправления. В рамках реализации Программы с участием финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и бюджета <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ планируется расселить весь аварийный жилищный фонд, признанный аварийным до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что после ДД.ММ.ГГГГ признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома общей площадью 56 тыс. кв.м., расселение вышеуказанных многоквартирных домов возможно не ранее 2030 года, в связи с чем проектом Постановления Администрации <адрес> предполагалось установить соответствующий срок отселения физических и юридических лиц из указанных многоквартирных домов. Проект прошел соответствующие экспертизы. Нарушений не установлено. Также указала, что обжалуемое постановление не является нормативным правовым актом. Полагала необоснованным указанный в исковом заявлении срок расселения аварийного многоквартирного дома. Настаивала на том, что действия Администрации <адрес> по установлению срока переселения граждан из аварийного жилья обусловлены действующим законодательством и возможностью фактической реализации региональной адресной программы <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 г.г., утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п при наличии бюджетных ассигнований.
Представитель заинтересованного лица департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, департамента жилищной политики Администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимал, уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, письменные возражения на административное исковое заявление, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что на основании заключения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.55-58).
Согласно п. 2 постановления срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного <адрес> в <адрес> установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> проведена проверка доводов, изложенных в информации, размещенной в средствах массовой информации о сносе многоквартирного дома.
Установлено, что в связи с тем, что многоквартирный <адрес> признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ он не был включен в действующую в настоящее время региональную адресную программу переселения граждан на территории <адрес> в 2019-2025 г.г., утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п. До настоящего времени в данном доме, который является аварийным, проживают собственники жилых помещений. Данный многоквартирный <адрес> года постройки, двухэтажный в составе 12 квартир, кирпичный, перекрытия деревянные. Полы дощатые, лестницы деревянные, кровля металлическая по деревянной обрешетке. Отопление водяное, водоснабжение и водоотведение от центральной сети, электроснабжение имеется. Стены: многочисленные сквозные трещины, разрушения отделочного слоя, отклонения по вертикали, щели и зазоры, перекос стен. Перекрытия: трещины, прогибы, гниль, разрушения в отдельных местах. Кровля: многочисленные нарушения целостности покрытия, гниль, разрушения. Отсутствует отмостка, просадка основания по всему периметру здания. Здание в целом имеет значительный износ. Текущий и капитальный ремонт не проводился, следов ремонта не обнаружено. Указанные выводы изложены в техническом заключении бюджетного учреждения <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» подтверждаются от 2022.
Согласно сведениям департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ в рамках <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 г.г., утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п.п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в п. 47 Положения.
В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Заключением межведомственной комиссии <адрес> об оценке соответствия многоквартирного дома, требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу на основании того, что физический износ строения на момент обследования составляет 63 %. Существенные конструкции фундаментов, стен, перегородок, перекрытия, кровли, пола, оконных и дверных блоков на момент обследования находились в аварийном состоянии. Существующие конструкции деревянной лестницы на момент обследования находились в аварийном состоянии. Основными причинами возникновения дефектов строительных конструкций указаны: многолетнее систематическое замачивание и промораживание строительных конструкций, общий физический износ; механические повреждения строительных конструкций, возникшие в процессе эксплуатации, несвоевременное выполнение мероприятий по капитальному ремонту; просадка основания. Жилой дом не отвечает требованиям главы II, п. 9, 10, 11, 13, 15, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В жилом доме имеются деформации и биологические разрушения деревянных конструкций перекрытия, повреждение фундаментов, стен, полов, перегородок, оконных и дверных блоков. Имеются значительные деформации и биологические разрушения деревянных конструкций кровли. Согласно заключению бюджетного учреждения <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» существующие конструкции фундаментов, стен, полов, перегородок, перекрытий, крыши, оконных и дверных блоков, отопительных приборов, электротехнических устройств находятся в аварийном состоянии и согласно п. 4.5 СП 13-102-2003 г. «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» их эксплуатация должна быть запрещена. Дом является авариным и подлежащим сносу.
Указанное решение принято на основании технического заключения по результатам обследования, подготовленного бюджетным учреждением <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации».
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения физических и юридических лиц из указанного многоквартирного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2). В соответствии с представленной пояснительной запиской, в качестве основания установления данного срока указано, что в рамках реализации Программы с участием финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и бюджета <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ планируется расселить весь аварийный жилищный фонд, признанный до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что после ДД.ММ.ГГГГ признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома общей площадью 56 тыс. кв.м., расселение вышеуказанных многоквартирных домов возможно не ранее 2030 года.
Иных обстоятельств в качестве обоснование установленного срока не представлено.
Представителем прокуратуры в материалы дела представлен так же фотоматериал, на котором изображено разрушение кирпичной кладки стен, цоколя, сведения о жалобах жильцов указанного многоквартирного дома на неудовлетворительное техническое состояние стен, цоколя, кирпичной кладки, разрушение фундамента здания, потери несущей способности части конструкции, а так же в судебном заседании был допрошен главный инженер управляющей компании, имеющий техническое образование, который указал на неудовлетворительное техническое состояние 12-квартирного <адрес> в <адрес>, имеющего трещины фасада, разрушение фундамента.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства о техническом состоянии указанного многоквартирного дома и проживание в нем жильцов срок отселения жителей указанного жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и пришел к выводу о необходимости сокращения срока сноса и отселения жителей жилого дома по адресу: <адрес>.
Доводы представителя административного ответчика о разумности срока отселения граждан установленного в обжалуемом постановлении до ДД.ММ.ГГГГ несостоятельны и не могут повлечь отказ в иске.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, который должен носить разумный характер, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, который не может реализовываться произвольно.
Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома в разумный срок.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, суд полагает, что установленные срок расселения дома до ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям разумности, являются чрезмерно длительными.
Указание представителя административного ответчика на не включение многоквартирного жилого дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утвержденной на 2019 - 2025 года не свидетельствует о пригодности для проживания спорного жилого дома и вывод о его непригодности для проживания в данном случае является достаточным основанием для возложения на администрацию <адрес> обязанности обеспечить истцов жильем, отвечающем предъявляемым к жилому помещению требованиям.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое постановление в части установления срока отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признано законным.
В связи, с чем на Администрацию <адрес> надлежит возложить обязанность принять не позднее ДД.ММ.ГГГГ решение о разумном сроке отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку принятие решения о сроках отселения физических и юридических лиц, издание и отмена, в связи, соответствующих решений, внесения в них изменений и дополнений отнесены к исключительной компетенции органа местного самоуправления (п. 49 Положения), в целях устранения допущенных нарушений, в соответствии с п. 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым указать, что возложенная обязанность подлежит исполнению путем повторного рассмотрения вопроса об установлении срока отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Администрацию <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять решение о разумном сроке отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Администрацию <адрес> обязанность сообщить в течение одного месяца после истечения установленного судом срока в суд и прокурору Октябрьского административного округа <адрес> об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Судья О.Н. Ретуева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
