- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 55RS0007-01-2022-006060-57 |
Дата поступления | 10.10.2022 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Судья | Ретуева Ольга Николаевна |
Дата рассмотрения | 08.08.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 10.10.2022 | 14:34 | 10.10.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 10.10.2022 | 18:16 | 10.10.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 14.10.2022 | 11:12 | Оставление иска (заявления, жалобы) без движения | 18.10.2022 | |||||
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд | 07.11.2022 | 17:15 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 19.11.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 07.11.2022 | 17:16 | 19.11.2022 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 01.12.2022 | 14:30 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.11.2022 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 01.12.2022 | 19:49 | 02.12.2022 | ||||||
Судебное заседание | 19.12.2022 | 16:00 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 02.12.2022 | ||||
Судебное заседание | 10.01.2023 | 09:30 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 20.12.2022 | ||||
Судебное заседание | 23.01.2023 | 11:30 | Производство по делу приостановлено | НАЗНАЧЕНИЕ СУДОМ ЭКСПЕРТИЗЫ | 11.01.2023 | ||||
Производство по делу возобновлено | 03.05.2023 | 10:30 | 13.04.2023 | ||||||
Судебное заседание | 03.05.2023 | 15:30 | Рассмотрение дела начато с начала | Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований | 13.04.2023 | ||||
Судебное заседание | 18.05.2023 | 16:00 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 04.05.2023 | ||||
Судебное заседание | 31.05.2023 | 09:15 | Рассмотрение дела начато с начала | Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований | 19.05.2023 | ||||
Судебное заседание | 15.06.2023 | 14:00 | Объявлен перерыв | 01.06.2023 | |||||
Судебное заседание | 21.06.2023 | 14:00 | Объявлен перерыв | 16.06.2023 | |||||
Судебное заседание | 26.06.2023 | 10:00 | Рассмотрение дела начато с начала | Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований | 22.06.2023 | ||||
Судебное заседание | 08.08.2023 | 12:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 27.06.2023 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 15.08.2023 | 12:10 | 22.08.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 24.08.2023 | 10:07 | 25.08.2023 | ||||||
Дело оформлено | 19.01.2024 | 13:01 | 20.01.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация г. Омска | 5503047244 | 1025500757259 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Государственная жилищная инспекция по Омской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент финансов Администрации г. Омска | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ООО" Еврокомфорт" | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов | ||||||||
ИСТЕЦ | Хаданович Светлана Васильевна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Эксперт Шуликовский А.А. |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Омский Областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 20.12.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 14:20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 20.12.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | решение ОТМЕНЕНО В ЧАСТИ с вынесением НОВОГО РЕШЕНИЯ |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 16.12.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 14:20 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 20.12.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | решение ОТМЕНЕНО В ЧАСТИ с вынесением НОВОГО РЕШЕНИЯ |
ЖАЛОБА № 3* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 09.04.2024 | ||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
09.02.2024 | ФС № 041690356 | Выдан | Взыскатель | ||||||
09.02.2024 | ФС № 041690357 | Выдан | Взыскатель |
Дело №
55RS0№-57
ФИО2
Именем Российской Федерации
08.08.2023 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома,
Установил:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома. В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения - <адрес> многоквартирном <адрес> по проспекту <адрес> в <адрес> по праву приватизации. В соответствии с данными Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru/) жилой <адрес> по <адрес> построен в 1975 году. С даты постройки многоквартирного дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт многоквартирного дома ответчиком не производился.
Со ссылкой на положения ст. 681, 309 308.3 ГК РФ, ст. 141 ЖК РСФСР, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» просит обязать Администрацию <адрес> произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда; взыскать с Администрации <адрес> в пользу ФИО1 денежную компенсацию (астрент) на случай неисполнения судебного акта по настоящему делу в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения ФИО2 суда, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец неоднократно уточняла исковые требования, согласно последней редакции уточненных требований (л.д. 169-175 т.3) истец просит суд обязать Администрацию <адрес> осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, путем перечисления денежных средств на счет РФКР в части элементов, на основании экспертного заключения ООО «Ново-Омск» №: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоснабжения, домовые магистрали (задвижки, вентили), полотенце сушители из черных газовых труб, домовые магистрали горячего водоснабжения из черных газовых труб, система водоотведения; ремонт крыши. Взыскать с Администрации <адрес> денежные средства, затраченные на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> (в части элементов: ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений), путем перечисления денежных средств на счет РФКР на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №/ЭА, акта и справки о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № в общей сумме 6 480 912,93 руб. Взыскать с Администрации <адрес> в пользу истца на случай неисполнения судебного акта денежную компенсацию в размере 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения ФИО2 суда, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Администрации <адрес> в пользу истца судебные расходы по оплате экспертизы в размере 30 000 руб., по оплате госпошлины 300 руб., за почтовые отправления – 794,50 руб.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, от представителя истца ФИО5, действующего по доверенности, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии стороны истца. Ранее в судебном заседании представитель истца ФИО5 указал, что сумма по оплате экспертизы подлежит взысканию, поскольку экспертное заключение является доказательством по делу. Представителем представлены в дело письменные пояснения исходя из положений ст. 190.1 ЖК РФ, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (л.д.92-102 т. 3).
В судебном заседании представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО6, действующая по доверенности, возражала против заявленных требований, просила отказать в иске, пояснила, что не все перечисленные в требованиях иска элементы подпадают под предельный срок эксплуатации. Многоквартрный <адрес> введен в эксплуатацию в 1975 году. Дата приватизации первого жилого помещения 1992 год. У полотенце-сушителей срок эксплуатации 20 лет, полотенце-сушители расположены в квартирах. По горячему водоснабжению срок эксплуатации 20 лет, не истек. В ходе осмотра систем водоотведения, холодного водоснабжения было установлено, что системы отремонтированы. Полагала, что обязанность ответчика по финансированию ремонта лифта необоснованна, лифт отремонтирован. Возражала против взыскания неустойки. Представлен дополнительный отзыв по уточненному иску (л.д. 142-144 т. 3), из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ при участии представителя ответчика, представителя департамента ФИО2 хозяйства Администрации <адрес>, ООО «Еврокомфорт» произведено комиссионное обследование МКД по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что система теплоснабжения открытая, трубопровод из газовых черных труб, система холодного водоснабжения из газовых черных труб, система горячего водоснабжения из газовых черных труб – закрытая. Покрытие крыши рулонные материалы. Тип фундамента – свайный железобетонный. Установлено, что произведен ремонт системы водоснабжения, водоотведения, частично ремонт теплоснабжения. Финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определяемом в соответствии с ч. 2 ст. 190.1 ЖК РФ, на счет регионального оператора либо специальный счет, перечень услуг и работ определяется бывшим наймодателем. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, определенной нормативно правовым актом субъекта РФ в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 190 ЖК РФ. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в МКД определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта. В отношении МКД № по <адрес> утверждены следующие сроки капитального ремонта: - ремонт внутридомовых систем электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения: 2023-2025 годы; ремонт, замена и модернизаация лифтов, ремонт лифтовых шахт машинных помещений: 2017-2019 годы; - ремонт крыши МКД: 2032-2034 годы; ремонт подвальных помещений, относящихся к МКД: 2038-2040 годы; - ремонт фундамента МКД 2044-2046 годы. Полагает, что стороной истца не представлено подтверждающих документов о том, что на момент первой приватизации имущества спорного дома требовало капитального ремонта, отсутствует указание на то, что до даты первой приватизации такой жилой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта, в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта, в рамках порядка, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В судебном заседании представители третьих лиц департамента ФИО2 хозяйства Администрации <адрес>, Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, ООО "Еврокомфорт", Государственной жилищной инспекции по ФИО3 <адрес>, Департамента финансов Администрации <адрес> участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Ранее участвовавший в судебном заседании представитель департамента ФИО2 хозяйства Администрации <адрес> ФИО7, действующая по доверенности, поддержала позицию стороны ответчика Администрации <адрес>.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 141 ЖК РСФСР, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
В соответствии со ст. 149 ЖК РСФСР финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялось за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен (часть 1).
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 данного Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 данного Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 3).
Таким образом, сохранение обязанности муниципального образования, как наймодателя жилого фонда, производить капитальный ремонт обусловлено тем, что указанная обязанность возникла и не была исполнена на момент приватизации первой квартиры в многоквартирном доме, когда бремя содержания имущества в силу статьи 57 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, было возложено на граждан, приватизировавших квартиры.
Иное позволило бы до окончания приватизации всех жилых помещений в каждом многоквартирном доме по мере наступления необходимости в выполнении капитального ремонта, производить его только за счет одного из собственников и исключить из данного процесса других собственников, на которых такая обязанность возложена статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.
Согласно статьям 14, 19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Аналогичные полномочия исполнительного органа местного самоуправления - Администрации <адрес> предусмотрены и пунктом 6 части 1 статьи 9 ФИО2 совета от ДД.ММ.ГГГГ N 92 "Об Уставе <адрес>" - к вопросам местного значения муниципального образования <адрес> относятся: обеспечение проживающих в городе Омске и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по ФИО2 общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).
Согласно п. 5, 6, 7 Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Судом установлено, что истцу по праву общей совместной собственности принадлежит жилое помещение площадью 59 кв.м. по адресу: <адрес> на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным МПТИУНИ <адрес> (л.д. 8-9 т.1).
ФИО1 зарегистрирована в указанном жилом помещении с 29.08.1975г. (л.д. 125 т.1).
Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет ООО «Еврокомфорт» на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127-132), договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133-151 т.1).
Из технической документации указанного многоквартирного дома следует, что <адрес> постройки, 9-этажный, фундамент - железобетонные блоки, стены крупнопанельные, перекрытия железобетонные, крыша шиферная, централизованное отопление, водоснабжение, водоотведение (л.д. 153-225 т.1).
Жилой <адрес> в городе Омске 1975 года постройки, первая приватизация жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, что следует из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО3 <адрес>, на 2014 – 2046 годы.
Дом включен в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО3 <адрес>, на 2014 – 2046 годы, утвержденную постановлением Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 369-п.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Согласно ч. 3 данной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Документально подтвержденных сведений о проведении капитального ремонта указанного жилого дома с момента его ввода в эксплуатацию до первой приватизации не представлено.
Согласно ответу Госжилинпекции ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, инспекция не располагает информацией о проведении капитального ремонта многоквартирных домов до 2014 годов. МКД осуществляет формирование фонда капитального ремонта на общем счете НК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов». В соответствии с постановлением Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в постановление Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п», сроки первого капитального ремонта общего имущества в спорном МКД определены в период с 2017 по 2019 годы (ремонт лифтового оборудования, разработка проектно-сметной документации). Указанные работы проведены в 2018 году. Акты приемки выполненных работ, формы КС-2, КС-3 подписаны. Следующий капитальный ремонт, согласно постановлению №-п, запланирован в период с 2023 по 2025 годы (ремонт крыши, разработка проектно-сметной документации) (л.д.10-11 т. 2).
Департаментом ФИО2 хозяйства Администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24 т. 1) указано, что в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного <адрес> проводился в 2008 году по ремонту лифтового оборудования. Судебных ФИО2 об обязании Администрации <адрес> произвести капитальный ремонт общего имущества МКД № по <адрес> не выносилось.
Из ответа РФКР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25,26 т.1) следует, что на основании региональной программы определены следующие виды работ по капитальному ремонту МКД № по <адрес>:
2017-2019г. ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, разработка проектной документации,
2023-2025г. ремонт крыши, разработка проектной документации,
2029-2031г. ремонт внутридомовых систем водо, тепло, электроснабжения, водоотведения, разработка проектной документации, строительный контроль,
2035-2037г. ремонт фасада, подвальных помещений, разработка проектной документации, строительный контроль,
2041-2043г. ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, разработка проектной документации, строительный контроль.
Из этого же ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2016 при реализации региональной программы подрядная организация ООО «Стройсервис» выполнила по многоквартирному дому № по <адрес> разработку проектной документации на капитальный ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений. Стоимость оказанных услуг составила 172 675,3 руб. В 2018 ООО «Импорт Лифт» по многоквартирному дому выполнен комплекс работ по замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, по ремонту лифтовых шахт. Стоимость работ составила 6 480 912,93 руб. Собственниками помещений указанного многоквартирного дома с даты начала формирования фонда капитального ремонта аккумулировали сумму 5 077 941,83 руб., что составляет 93,57% от начисленной суммы 5 426 672,26 руб. Капитальный ремонт многоквартирных домой на территории ФИО3 <адрес> региональным оператором выполняется за счет средств собственников, софинансирование из федерального или регионального бюджета не предусмотрено.
В материалы дела представлен договор №/ЭА от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между НО «РФКР» (заказчик) и ООО «ИмпортЛифт» (подрядчик), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить комплекс работ по замене в многоквартином <адрес> в <адрес> лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, по ремонту лифтовых шахт. Стоимость работ составила 6 480 912,93 руб. (л.д. 55-68 т.1, л.д. 6,7 т.3). Факт выполнения работ подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о стоимости выполненных работ (л.д 69-78, 256 т.1, л.д. 8-25 т.3).
ФИО2 о производстве ремонта принято на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 236-255 т.1)
Приложением № к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ №, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта.
Согласно ответу департамента ФИО2 хозяйства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, специалистами Администрации <адрес> совместно с управляющей компанией ООО «Еврокомфорт» ДД.ММ.ГГГГ произведен визуальный осмотр конструктивных элементов МКД 33 по <адрес>, представлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 147 т.3).
Согласно ВСН 58-88 продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) конструктивных элементов многоквартирного <адрес> составляет (применительно к исковым требованиям) и в соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ:
система теплоснабжения (открытая, трубы газовые черные) – 20 лет;
система холодного водоснабжения (открытая, трубы газовые черные) – 15 лет,
система горячего водоснабжения (закрытая, трубы газовые черные) – 20 лет;
крыша (плоская, покрытие крыши из рулонных материалов) – 10 лет;
система электроснабжения (сеть дежурного освещения мест общего пользования) – 10 лет;
трубопроводы: домовые магистрали при закрытых схемах 20 лет;
полотенцесушители из черных труб 15 лет.
Согласно ответу департамента ФИО2 хозяйства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Еврокомфорт» произведен капитальный ремонт системы водоотведения многоквартирного <адрес>. Дополнительно сообщено, что согласно п. 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование технического состояния домов проводится специализированными организациями. Требование к специализированным организациям, осуществляющим обследование и мониторинг технического состояние зданий и сооружений, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора. В соответствии с п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния проводится: при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); - по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора (л.д. 186-187 т. 3).
ООО «Еврокомфорт» представлены сведения о текущем ремонте системы водоотведения, отопления многоквартирного <адрес> (л.д. 191-206 т.3).
При установленных обстоятельствах по делу, в части определения объема работ по капитальному ремонту, подлежащего финансированию за счет средств местного бюджета, суд исходит из отсутствия оснований для капитального ремонта (замены) следующих заявленных в иске конструкций дома: горячего водоснабжения (схема закрытая, трубы газовые черные), поскольку на дату первой приватизации жилого помещения в срок минимальной продолжительности эффективной эксплуатации указанных элементов до капитального ремонта (замены), установленный ВСН 58-88(р), не истек, а допустимых доказательств действительной нуждаемости данных объектов в капитальном ремонте (замене) на 1992 год, не имеется.
Доказательств о расположении полотенцесушителей (до или после ответвления стояка в квартиру), наличия на нем отключающих устройств, передаче его на баланс управляющей организации, что позволило бы отнести указанный элемент к перечню общедомового имущества в деле стороной истца не представлено. В материалах дела отсутствуют выводы о необходимости проведения капитального ремонта (замены) полотенцесушителей и что они относятся к общедомовому имуществу.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств свидетельствующих о том, что полотенцесушители в многоквартирном доме в настоящее время подлежат капитальному ремонту (замене) и они относятся к общедомовому имуществу стороной истца не представлено, ходатайств о проведении дополнительной экспертизы на предмет нуждаемости дома в капитальном ремонте (замене) полотенцесушителей и отнесение их к общему домовому имуществу сторона истца не заявила.
Таким образом, не подлежат удовлетворению требования о капитальном ремонте (замене) полотенцесушителей.
На ответчика Администрацию <адрес> необходимо возложить обязанность по финансированию капитального ремонта в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, с учетом положений статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи со статьями 190, 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в части элементов общего пользования:
-внутридомовая система электроснабжения от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии;
-внутридомовая инженерная система холодного водоснабжения,
-внутридомовая инженерная система водоотведения, (поскольку не представлено доказательство капитального ремонта),
-крыша.
То обстоятельство, что спорный дом включен в региональную программу капитального ремонта, которой определен срок проведения капитального ремонта, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в иске, поскольку, до первой приватизации дом уже нуждался в капитальном ремонте, доказательств обратному ответчиком не предоставлено.
Относительно требования истца о взыскании с Администрации <адрес> денежных средств, затраченных на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> (в части элементов: ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений), путем перечисления денежных средств на счет РФКР в общей сумме 6 480 912, 93 руб. суд исходит из того, что на основании договора №/ЭА от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между НО «РФКР» (заказчик) и ООО «ИмпортЛифт» (подрядчик), выполнен комплекс работ по замене в многоквартирном <адрес> в <адрес> лифтового оборудования.
В соответствие со ст. 206 ГПК РФ при принятии ФИО2 суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же ФИО2 может указать, что, если ответчик не исполнит ФИО2 в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в ФИО2 срок, в течение которого ФИО2 суда должно быть исполнено. ФИО2 суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить ФИО2 суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения ФИО2 без уважительных причин суд, принявший ФИО2, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, положения ст. 206 ГПК РФ распространяются на ФИО2 суда, обязывающие организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить ФИО2 суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм.
Поскольку на ответчика возлагается обязанность осуществить финансирование срок, в течение которого ФИО2 должно быть исполнено, не подлежит установлению, такое ФИО2 в соответствие со ст. 210 ГПК РФ приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
Суд полагает ошибочными доводы истца о взыскании судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта.
Согласно статье 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1). Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (глава 25).
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Судебный акт в части взыскания судебной неустойки подлежит принудительному исполнению только по истечении определенного судом срока исполнения обязательства в натуре.
Из вышеприведенных положений следует, что судебная неустойка не может быть взыскана за неисполнение судебного акта до момента ее присуждения; судебная неустойка может быть взыскана только за период с даты принятия судебного акта о взыскании неустойки по дату фактического исполнения ответчиком ФИО2 суда; размер судебной неустойки определяется на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
В данной части требования истца удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов, а именно расходы на оплату госпошлины в размере 300,00 руб., несение которой подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5 т.1), расходы на отправку почтовой корреспонденции в размере 794,50 руб., несение которых подтверждается чеками (л.д. 20 т. 1, л.д.230 т. 2, л.д. 75, 82, 213 т.3), расходы на оплату экспертного заключения в размере 30 000 руб.
В соответствии со ст. 84 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу требований ч. 1 статьи 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось ФИО2 суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось ФИО2 суда. Соответственно, возмещает понесенные судебные расходы проигравшая по делу сторона (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
В части взыскании расходов на оплату экспертному учреждению суд полагает необходимым отказать, поскольку указанная экспертиза судом не принята в качестве допустимого доказательства по делу.
По смыслу положений ст. 86 ГПК РФ заключение судебной экспертизы является только одним из видов доказательств по делу.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном ФИО2" разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в ФИО2. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
В ходе производства по делу по ходатайству стороны истца судом назначены судебная строительно-техническая и оценочная экспертизы. Проведение экспертизы поручено ООО «НовоОмск». Перед экспертом были поставлены вопросы:
-определить перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме (1992 год) в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, с указанием периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта и фактического срока службы элементов жилого здания.
-определить стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме (1992 год) в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».
Вместе с тем выход на объект исследования экспертом не осуществлялся, составление заключения произведено на основании нормативной документации без учета фактических обстоятельств по делу (сведений о схемах, виде труб). В данной связи, выводы из экспертного заключения судом ко вниманию не могут быть приняты.
С учетом приведенных положений закона, процессуального результата спора, с Администрации <адрес> в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы на почтовые отправления в размере 794,50 руб., понесенные истцом при обращении с настоящим иском в суд.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Администрацию <адрес> осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в городе Омске путем перечисления денежных средств на счет Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в части следующих элементов общего пользования:
-внутридомовая система электроснабжения от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии;
-внутридомовая инженерная система холодного водоснабжения,
-внутридомовая инженерная система водоотведения,
-крыша.
Взыскать с Администрации <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате почтовых отправлений в размере 794,50 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
ФИО2 может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд <адрес> апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия ФИО2 суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
Мотивированное ФИО2 изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
